Фонд борьбы с коррупцией признали иностранным агентом. Что это значит
Команду Навального ждут дополнительные проверки и штрафы в случае нарушения закона об иностранных агентах
Министерство юстиции России включило Фонд борьбы с коррупцией в реестр иностранных агентов. Этого требовали ещё в 2016 году, но тогда власти такое решение не приняли. Навальный добавил, что нынешнее распоряжение «абсолютно незаконное», потому что финансированием организации занимаются обычные граждане. В ФБК отметили, что не получали уведомлений о попадании в реестр.
Что такое «иностранный агент»
Закон об иностранных агентах вступил в силу в 2012 году. С тех пор любая некоммерческая организация (НКО), получающая финансирование из-за рубежа и принимающая участие в политической деятельности, должна стоять на учёте Минюста. При этом под «иностранным финансированием» понимают не только транзакции от других государств, но и переводы от зарубежных организаций, граждан и лиц без гражданства. Под политической деятельностью также могут понимать разное: как прямую попытку повлиять на власть, так и оценку происходящего в стране.
В законе об иностранных агентах есть исключения. К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства или здравоохранения, а также защиты животного мира и благотворительности. Также отдельные положения не касаются религиозных или бюджетных организаций, например муниципальных учреждений или зарубежных церквей.
Какие обязанности выполняет иностранный агент
В первую очередь, иноагент-НКО должна указывать на своём сайте, во всех соцсетях, на всех материалах и на всей продукции, что признана иностранным агентом. Кроме того, раз в полгода необходимо отчитываться в Минюсте о своём руководстве и деятельности, раз в квартал — о расходах денег, полученных из зарубежных источников, раз в год — проводить аудит и предоставлять заключение.
Закон в том числе касается СМИ. В 2017 году приняли документ о статусе иностранных агентов для СМИ — они тоже должны ежеквартально отчитываться перед Минюстом. В первый список вошли «Настоящее Время», татаро-башкирская служба"Радио Свобода" (AzatliqRadiosi), «Сибирь.Реалии», «Idel.Реалии», «Фактограф», «Кавказ.Реалии» и «Крым.Реалии».
Как это скажется на ФБК: команде Навального, если она согласится войти в реестр Минюста, придётся ставить пометки во всех роликах на YouTube, на всех сайтах и во всех материалах для СМИ. Если они откажутся, то могут столкнуться с препятствиями в организации митингов и блокировкой в интернете и соцсетях.
Каковы последствия нарушения этого закона
Если НКО признали иностранным агентом, а она не подала заявление о включении её в соответствующий реестр, то работу организации могут приостановить на полгода. Как только организация подаст заявление, ей вернут все функции после рассмотрения и включения в реестр. Если она продолжит работать несмотря на приостановку деятельности, то получит штраф: от 30 до 50 тысяч рублей для организаторов и от 3 до 5 тысяч рублей для участников.
Как это скажется на ФБК: в таком случае команде Навального будет запрещено регистрировать банковские счета для пожертвований, проводить массовые акции и публичные мероприятия.
Если иностранная НКО откажется предоставлять необходимую информацию в Минюст, то будет наказана штрафом: должностные лица — от 10 до 30 тысяч рублей, юрлица — от 100 до 300 тысяч рублей. Если иностранная НКО откажется вступить в реестр, то получит штраф: должностные лица от 100 до 300 тысяч рублей, юрлица — от 300 до 500 тысяч рублей. Если иностранная НКО откажется ставить на свои материалы и сайты пометку о реестре Минюста, то также последует штраф: должностным лицам от 100 до 300 тысяч рублей, юрлицам — от 300 до 500 тысяч рублей.
Как это скажется на ФБК: команда Навального испытает дополнительные финансовые трудности. Организация уже столкнулась со штрафами за организацию летних митингов в Москве: от Навального, Соболь и Жданова требуют денег МВД, Мосгортанс, метрополитен и другие.
Зачем этот закон нужен
Реестр иностранных агентов нужен для того, чтобы россияне «чётко понимали, где мнение, высказанное зрелым гражданским обществом, а где мнение, которое высказали НКО, выполняющие функции иностранного агента», — говорил «Коммерсанту» депутат от «Единой России» Александр Сидякин в 2012 году.
Подписавший закон об иностранных НКО Владимир Путин говорил, что это аналог FARA (The Foreign Agents Registration Act) — американского закона о зарубежных организациях. Его приняли в 1938 году для противодействия нацистской пропаганде, а также использовали во времена сенатора Маккарти.
Кто входит в реестр иностранных агентов
С 2012 года в список иностранных агентов вошли несколько НКО, в том числе «Экозащита!», «За права человека», «Левада-центр», «Объединение перевозчиков России» и организация, занимающаяся профилактикой распространения ВИЧ. В 2018 году в реестр включили саратовское объединение больных диабетом, которое за три года получило более 645 тысяч рублей от филиалов иностранных фармацевтических компаний.
«После получения статуса иностранного агента совместные проекты с государством, приглашение ведомств на семинары перечеркнуты», — рассказывал «Коммерсанту» председатель совета правозащитного центра «Мемориал». О проблемах говорили и в руководстве «Левада-центра»: «Руководящие работники администраций на местах стали отказываться от интервью, порой ссылаясь на якобы запрет ФСБ».