На съёмках фильма к юбилею Победы танк задавил насмерть каскадёра. Дело прекратили из-за отсутствия «события»
Фильм снимает Игорь Угольников и награжденный ФСБ режиссер Вадим Шмелев, а финансированием занимаются депутаты Госдумы
Каскадёр Олег Шилкин погиб 22 октября прошлого года на съемках фильма «Ильинский рубеж» с Сергеем Безруковым в одной из главных ролей. Танк, под который по сценарию бросился Олег, не остановился, а раздавил актера насмерть. Как стало известно «Открытым медиа», ровно через год, 23 октября, СК по Калужской области решил прекратить дело за отсутствием «события преступления». «Следствие приходит к выводу, что гибель Шилкина стала возможной в результате небрежного поведения самого погибшего» — говорится в постановлении о прекращении дела.
Погиб на «Ильинском рубеже»
Фильм снимается в Калужской области и должен стать очередным блокбастером к 75-летию Победы, в нём идёт речь о подвиге подольских курсантов, которых в 41 году бросили сдерживать наступление немцев на Москву. Тогда погибла большая часть курсантов.
Олег был опытным спортсменом, мастером спорта по пауэрлифтингу, долго работал над постановкой трюков и гастролировал по миру с акробатическим шоу. Поначалу родители не могли поверить в то, что произошло. «Представляете, когда человек делает трюки на высоте нескольких десятков метров: там каждое приземление, каждое движение точное до сантиметра. А здесь была простейшая сцена — даже не трюк, и нам говорят — он сам допустил ошибку. Этого не может быть», — рассказывает «Открытым медиа» отец Олега Михаил Шилкин.
Олег Шилкин играл солдата и должен был упасть под танк за несколько метров до него, согласно сценарию, танк останавливался. Накануне было снято 18 дублей этого кадра, но 22 октября что-то пошло не так: танкист не остановился там, где должен был, проехал лишние три метра и наехал на Олега.
«Мы читали показания очевидцев: каскадёры рассказывали, что услышали крик Олега и только потом команду стоп. Каскадёр, который лежал рядом, успел откатиться, а Олег — нет».Олег лежал ногами к танку, вниз лицом: он не мог видеть, едет машина или останавливается. Сначала танк наехал на ноги, но и тогда не остановился, а продвинулся до середины тела. Скорая, дежурившая на площадке, помочь Олегу не смогла.
Съёмки фильма после трагедии останавливать не стали: уже на следующий день актеры и каскадёры вышли на работу.
«Танкист» из Узбекистана
В ходе следствия выяснилось, что постановщика трюков Валерия Деркача, который отвечал за работу каскадёров, в момент трагедии на площадке не было, не было и режиссера. Более того, смотровое окно в танке было замазано, шофёр двигался по команде снаружи, которую получал по рации. Так и не выяснилось, вовремя ли поступила команда остановиться и была ли исправна рация: её к делу не приобщили.
Сам водитель, как оказалось, гражданин Узбекистана с водительскими правами тракториста, после первых же допросов вернулся на родину. Адвокаты потерпевших так и не смогли понять, почему танком управлял этот человек, а не специалист «Мосфильма».
При этом на сайте и в трейлере фильма создатели рассказывают о том, что над достоверностью и постановкой военной картины работал целый пул военных экспертов.
Адвокат Шилкиных Роман Кузенков уверяет, что в деле масса нестыковок: так, например, постановщик трюков Валерий Деркач поменял свои показания.
«В ходе первого допроса Деркач утверждал, что после спрыгивания всех каскадёров танк должен был остановиться, — поясняет Кузенков. — То же самое предусмотрено и планом-экспликацией, составленном самим Деркачём. Но при повторном допросе Деркач, противореча себе же, вдруг заявил, что движение танка вперёд не противоречит плану-экспликации, это каскадёр упал не в том месте».
1 августа СК РФ по Калужской области прекратил уголовное дело, после жалобы адвоката Кузенкова его возобновили, отдали на доследствие. Фигурантов в деле так и не появилось, а 23 октября дело было снова прекращено «за отсутствием события преступления».
Родители Олега вспоминают, как коллеги сына на поминках рассказывали о том, что весь съёмочный процесс был построен с нарушениями техники безопасности, однако в ходе следствия отказывались от своих слов, более того, призывали «простить всех» и «не искать виноватых». Один из актеров Евгений Дятлов в интервью «РЕН ТВ» назвал произошедшее трагической случайностью.
Шилкины подозревают, что на актеров и следствие могут давить.
Награждённые ФСБ
Съёмки фильма идут с 2017 года, специально для этого была создана компания «Военфильм», учредителями которой выступают актёр и шоумен Игорь Угольников и директор «Музея военной техники» Вадим Задорожный. До этого Игорь Угольников уже продюсировал патриотическое кино, в том числе «Брестская крепость» (2010 г.) и «Батальон» (2015 г.).
Режиссёром фильма стал Вадим Шмелев, известный российскому зрителю по патриотическому боевику «Код апокалипсиса» (2007 г.), где рассказывается о том, как российские и американские спецслужбы объединились в борьбе против террористов. За год до этого он снял ещё один шпионский боевик «Обратный отсчёт», где российские спецслужбы предотвращают теракт. За каждый фильм Шмелев получил по премии ФСБ.
В новом блокбастере роли исполняют популярные актёры: Сергей Безруков, Евгений Дятлов, Алексей Бардуков, Даниил Спиваковский и другие.
«Народный проект»
Схема финансирования кинокартины не уступает послужному списку ее создателей. Для сбора средств была создана НКО Ассоциация содействия реализации социально значимых инициатив «Народный проект». По данным базы «Контур-Фокус», прибыли у компании нет, её активы — чуть больше 18 млн рублей, при этом известно, что фонд выиграл президентский грант на 19,5 млн руб. Другой информации о пожертвованиях нет, конечная стоимость картины пока не названа.
Учредителями НКО выступают многие известные люди, в том числе депутат Госдумы единоросс Геннадий Скляр, бывший заместитель губернатора Калужской области Анатолия Артамонова. Губернатор и сам неоднократно посещал съемки и говорил о важности проекта. Также среди учредителей фонда обнинские депутаты единороссы Леонид Березнер и Анатолий Сотников, бывший руководитель пресс-службы Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии РПЦ Анастасия Горшкова.
В наблюдательном совете НКО депутаты Госдумы от «Единой России» Вячеслав Фетисов, Александр Авдеев, жена губернатора Зоя Артамонова, коммунист Сергей Шаргунов, Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом Владимир Легойда.
Из них на связи с родителями был только Игорь Угольников, он же оплатил похороны и поминки. Однако когда дело дошло до поиска виновных, контакты с ним прекратились.
Никто не виноват
«Когда произошла трагедия, — вспоминает погибшего Ольга Шилкина, — мы созвали пресс-конференцию, хотели наказать виновных и как-то помочь тем ребятам-каскадёрам, которые сейчас практически никак не защищены на съёмках. Но официальные СМИ нас проигнорировали, и теперь дело снова пытаются замять».
Родители Олега обратились с жалобой к председателю следственного комитета России Александру Бастрыкину, они просят возобновить дело и провести честное расследование гибели их сына. Также Шилкины добиваются компенсации от «Военфильма», на вырученные средства они хотят организовать фонд помощи каскадёрам, пострадавшим на съёмках во время выполнения трюков.
Сейчас съёмки фильма продолжаются, он должен выйти в прокат весной будущего года, ко времени празднования 75-летия Победы.
«Открытые медиа» обратились за комментарием в «Военфильм» и к учредителю компании Игорю Угольникову, однако те на вопросы редакции не ответили. Депутат Госдумы Геннадий Скляр сообщил, что не обладает информацией о событии, однако обещал разобраться в ситуации.