ЕСПЧ не признал политическим «второе дело» ЮКОСа против Ходорковского и Лебедева
Европейский суд по правам человека частично удовлетворил жалобу бывших совладельцев и топ-менеджеров нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева на нарушение российскими властями их прав во время рассмотрения так называемого «второго дела» ЮКОСа в 2009—2010 годах. Об этом сообщила пресс-служба ЕСПЧ.
В частности, судьи ЕСПЧ единогласно отказались считать политически мотивированным дело в отношении Ходорковского и Лебедева, указано в решении. Вместе с тем судьи единогласно признали, что российские власти лишили обвиняемых права на справедливое рассмотрение их дела в суде.
Европейский суд также признал, что российские власти в ходе рассмотрения «второго дела» осудили Ходорковского и Лебедева за нарушения, которые по российским законам не составляли уголовного преступления на момент их совершения. Однако это решение поддержали лишь пять судей из семи, которые участвовали в рассмотрении дела. ЕСПЧ не нашёл нарушения принципа презумпции невиновности обвиняемых во время процесса.
Суд не присудил никакой денежной компенсации Ходорковскому и Лебедеву, поскольку решил, что установленные им нарушения Конвенции о правах человека, на которые жаловались истцы, само по себе является достаточно справедливой компенсацией морального вреда, нанесённого им.
«В ЕСПЧ нам не удалось доказать, что причины псевдоправового бандитизма были только политические, несмотря на то, что этот факт признан в ряде международных решений», — прокомментировал это решение Ходорковский в своём телеграм-канале. Однако Европейский суд всё-таки признал, что «то, что делала российская власть в отношении меня и моих коллег не было „справедливым судом“», отметил он.
Рассмотрение «второго дела ЮКОСа» началось в Хамовническом суде Москвы в 2009 году. Ходорковского и Лебедева обвинили в том, что они вместе с другими топ-менеджерами ЮКОСа в конце 1990-х и начале 2000-х годов похитили акции «Восточной нефтяной компании», а также принадлежащую нескольким «дочкам» ЮКОСа нефть почти на 900 млрд рублей, а затем легализовали часть похищенных денег.
Показания в суде дали несколько высокопоставленных чиновников, включая премьер-министра в 2000—2004 годах Михаила Касьянова, вице-премьера в 1999—2004 годах Виктора Христенко и министра экономического развития в 2000—2007 годах Германа Грефа. Все они сообщили суду, что ничего не знали о многомиллиардных хищениях нефти, вменяемых подсудимым. Кроме того, Касьянов и Греф отметили, что методы работы ЮКОСа были законными и соответствовали сложившейся в России деловой практике того времени.
Тем не менее в конце 2010 года судья Хамовнического суда Виктор Данилкин признал Ходорковского и Лебедева виновными и приговорил каждого из них к 14 годам лишения свободы с учётом уже отбытого наказания по «первому делу» ЮКОСа. Позже сроки заключения были снижены. Платон Лебедев вышел на свободу в начале 2014 года, Михаил Ходорковский — в конце 2013 года после того, как его помиловал президент Владимир Путин.
Ходорковский и Лебедев подали жалобу в Европейский суд по правам человека, обвинив российские власти в нарушении их права на справедливое судебное разбирательство и другие нарушения их прав во время рассмотрения «второго дела» ЮКОСа. Эту жалобу Европейский суд коммуницировал ещё весной 2014 года.
Бывшие осуждённые, в частности, обвинили российские власти в том, что их дважды судили за одно и то же преступление — то есть в основу «второго дела» ЮКОСа легли те же обвинения, которые предъявлялись и во время «первого дела», по которому Ходорковский и Лебедев в 2005 году уже были приговорены к девяти годам колонии каждый.
Кроме того, истцы заявили, что судья по их делу отказался вызвать нескольких свидетелей, не дал права обвиняемым задавать свои вопросы экспертам, которых привлекало следствие, и не стал приобщать к делу представленные защитой доказательства. Ходорковский и Лебедев также указали, что считают дело против них политически мотивированным, а полученное ими наказание неправомерным, потому что предъявленные ими правонарушения не являются уголовным преступлением.