Москвичи оспаривают в суде бессрочный запрет на митинги. Он введен Собяниным в связи с пандемией и не отменен
Мосгорсуд пытается уклониться от обсуждения запрета на массовые акции. Но ему всё-таки придется этим заняться.
Мосгорсуд сегодня отказался рассматривать иск совета депутатов муниципального округа Якиманка, которые требовали отменить бессрочный запрет на проведение массовых мероприятий. Запрет был введён одновременно с режимом повышенной готовности в связи с эпидемией коронавируса и до сих пор не отменён. По мнению депутатов, такой запрет не только нарушает право граждан на проведение мирных собраний, но и затрагивает их права как представителей местного самоуправления, поскольку закон обязывает их согласовывать с властями встречи с избирателями.
Как следует из текста иска, с которым удалось ознакомиться «Открытым медиа», 17 июля жители Москвы Александр Ольшевский и Евгений Глазко обратились в префектуру Юго-Западного административного округа за согласованием на проведение публичного массового мероприятия, остальные семеро истцов «выразили твёрдое намерение принять участие в нём». Однако получили отказ в согласовании акции со ссылкой на то, что в целях предотвращения распространения коронавируса публичные и иные массовые мероприятия в Москве запрещены указом мэра Москвы. Хотя ещё 24 июня, отмечают заявители, в Москве при большом стечении зрителей и ветеранов состоялся парад Победы с участием 14 тысяч военнослужащих, а до этого — генеральная репетиция парада, которая также проходила с участием большого количества людей.
Заявители утверждают, что введённый Собяниным и фактически бессрочный запрет на массовые мероприятия нарушает их право на свободу собраний, которое гарантировано статьёй 11 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» и статьёй 31 Конституции. Кроме того, отмечается в иске, при принятии оспариваемого указа были нарушены требования ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом.
Также авторы иска считают, что указ мэра издан с нарушением федеральной и совместной компетенции, так как ввёл не предусмотренные федеральным законом ограничения прав граждан, нарушил обязанность государства соблюдать и защищать права граждан, нарушил принцип верховенства Конституции и федеральных законов, а также принцип разделения властей, присвоив мэру компетенцию, по сути, законодательной власти.
Однако Мосгорсуд сегодня прекратил производство по делу, решив, что права совета депутатов оспариваемым указом мэра не затронуты, так как им не принимались какие-либо решения о проведении местного референдума, опроса или схода, а организация массовых мероприятий в полномочия совета депутатов не входит.
Представитель совета депутатов в суде Максим Марутенков сказал ОМ, что обязательно обжалует это решение, кроме того, депутаты намерены подать аналогичные иски уже от себя лично. Представитель правительства Москвы от комментариев воздержалась.
Однако Мосгорсуду в любом случае придется вернуться к вопросу о запрете митингов: 22 июля ещё один иск в суд подала группа жителей района Академический, сообщил ОМ юрист Алексей Рыбин, представляющий заявителей в суде.
Рыбин называет сегодняшнее решение о прекращении иска к мэрии абсурдным, так как совет депутатов вправе проводить опросы, публичные слушания, местные праздники
Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова и пресс-служба правительства не ответили на вопросы ОМ по поводу иска.
Снятие противоэпидемических ограничений началось в Москве с 8 июня, но пока никак не распространяется на проведение любых массовых мероприятий, включая публичные — акции, организуемые по инициативе граждан, партий и общественных организаций. Более того, запрет распространили на одиночные пикеты, которые никогда согласования не требовали. Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева на недавнем заседании Мосгордумы сослалась на разъяснения МВД относительно статуса одиночных пикетов в Москве в период эпидемии: «Ответ, который я получила из органов МВД, что одиночный пикет приравнивается сегодня к публичному мероприятию, потому что рядом с одиночным пикетом собираются журналисты, прохожие, и в период пандемии это несёт угрозу жизни и здоровью людей, которые собираются рядом».