Проект создания суперсервиса «Правосудие онлайн» за несколько месяцев подорожал с 450 млн до 1,6 млрд рублей
На онлайн-доступ граждан к судебной системе в течение трёх ближайших лет потратят из бюджета 1,6 млрд рублей, следует из утверждённого Госдумой в первом чтении проекта бюджета на ближайшую трёхлетку. Речь идёт о суперсервисе «Правосудие онлайн», который в числе 25 других был одобрен для цифровой трансформации госуслуг в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». В 2021 году, следует из реестра расходных обязательств на суперсервис, планируется потратить 459,4 млн рублей, в 2022-м — 612,9 млн и в 2023-м — 616, 5 млн.
Между тем, ещё летом речь шла совсем о других цифрах: как сообщал ТАСС со ссылкой на документы Минфина, необходимая доработка ГАС «Правосудие» в текущем году должна была обойтись бюджету в 35,95 млн рублей, в 2021 году — в 323,4 млн рублей, в 2022 году — в 86 млн рублей (в общей сложности около 450 млн).
Похожие цифры были в справке судебного департамента, подготовленной в прошлом году для Совета судей (с ней тогда удалось ознакомиться корреспонденту «Открытых медиа»): затраты на создание суперсервиса в рамках развития ГАС «Правосудие» оценивались в 580 млн рублей в течение пяти лет.
Редакция отправила в Минфин запрос с просьбой прокомментировать изменения в объёмах финансирования.
Согласно паспорту федерального проекта «Цифровое государственное управление», доля приоритетных услуг и суперсервисов к 2020 году должна достичь 15%, а к 2024 году — 100%.
Сейчас на портале ГАС «Правосудие» (объединяет сайты федеральных судов) уже действует сервис «Электронное правосудие». Он позволяет подавать иски и другие документы в суд онлайн, с подтверждением с помощью ЭЦП или учётной записи Госуслуг, однако его использование не освобождает граждан от личного участия в процессе.
На прошлой неделе Минюст опубликовал на портале раскрытия информации законопроект об удалённом участии в заседаниях — для этого наряду с уже применяемой судами видео-конференц-связью предлагается использовать систему веб-конференции, которая доступна с персональных средств коммуникации — компьютер или смартфон.
Онлайн-правосудие способно сильно упростить жизнь юристам и гражданам, вынужденным тратить огромное количество времени на беготню по судам, радуется юрист Роскомсвободы Саркис Дарбинян, хотя до полного перехода на электронный документооборот часть процессов неизбежно будут очными. С другой стороны, следует учитывать и возможные риски — утечки данных, мошеннические действия, связанные с несанкционированным доступам к личному кабинету.
Но параллельно должна развиваться открытость судебной системы, которая сейчас не на высоте, добавляет эксперт — должна быть предусмотрена возможность трансляции судебных заседаний или доступа (хотя бы платного) к записям процессов. ГАС «Правосудие» сделана очень плохо и практически не даёт возможности знакомиться с текстами судебных решений, отмечает Дарбинян.
Идея поставить отписывание дел на поток решает проблему управления судебной системой и облегчает работу канцелярии, но имеет очень отдалённое отношение к правосудию, предупреждает судья Мосгорсуда в отставке Сергей Пашин. О том, что правосудие, по сути своей, не является «услугой» сказал ещё великий русский юрист Анатолий Кони, напоминает эксперт. Но люди, которые в правосудии ничего не понимают, пытаются решать гуманитарные проблемы за счёт «цифровизации».
Пашин напоминает, что в этом году завершается реализация ФЦП развития судебной системы на 2013- 2020 гг., которая также ставила задачей облегчение процесса подачи исков, внедрение видео-конференц-связи и электронного правосудия. Но в итоге можно сказать, что программа провалилась: в качестве одного из ключевых показателей ФЦП был заявлен чуть ли не пятикратный рост доверия к судебной системе, отмечает Пашин, которого, очевидно, не произошло.
Действительно, согласно утверждённой правительством в 2012 году ФЦП, в этом году доля граждан, считающих организацию судов неудовлетворительной, должна была сократиться с базового показателя в 19,1% до 5%. По факту в 2013 году таких было уже 24,5%, после этого Минэкономразвития просто исключил такой целевой показатель из программы.
Существуют две полярные точки зрения на онлайн-правосудие, говорит бывший сенатор, статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин. Одна сводится к тому, что правосудие — это ритуал, форма которого крайне важна. Онлайн-правосудие в значительной степени выхолащивает ритуал и влияет на поведение всех участников процесса. Вторая точка зрения, которая отчасти подтверждена пандемией, позволяет говорить о том, что перспективы у такой формы правосудия всё-таки есть — она значительно сокращает издержки, в том числе временные, и тем самым может сильно облегчить жизнь участникам процесса. «Я думаю, в этом вопросе необходимо искать баланс: какие-то виды процесса мы, наверное, можем перевести в онлайн. Но и суд как ритуал необходимо оставить», — заключает Добрынин.