Не только Brexit: новая угроза единству ЕС пришла с востока
Европейские лидеры после провала сентябрьского саммита готовят срочную встречу в ноябре: обострились разногласия и с Лондоном, и с Восточной Европой
Вернувшись домой после проходившего в середине сентября саммита Евросоюза в Зальцбурге, европейские руководители стали обсуждать проведение через два месяца новой, внеочередной встречи. По главному вопросу — как оформлять выход из ЕС Великобритании — согласия в сентябре так и не достигли. Как и по другому волнующему ЕС вопросу — продолжающемуся миграционному кризису. Последний саммит только усилил и вывел в публичную плоскость противоречия континентальной Европы с Великобританий, а также Запада и Востока ЕС
Брексит превыше всего
Британская премьер Тереза Мэй приезжала на зальцбургский саммит с ультиматумом. Великобритания хочет выйти из Евросоюза и избавиться от обязательств, но сохранить за собой доступ на единый европейский рынок.
Договориться с ЕС не удалось. По возвращению Мэй в Лондон сразу пошли слухи о досрочных выборах. Новая цель премьера — на свой страх и риск получить от граждан мандат на выход из Евросоюза без всякого соглашения.
Конфликтная стратегия может выйти Мэй боком. Оппозиция во главе с Лейбористской партией выступает за новый референдум о выходе Великобритании из ЕС, позволяющий отменить Brexit. На континенте многие поддерживают эту идею. И консерваторы вполне могут референдум проиграть.
Пока это теория, на практике отсутствие соглашения может привести к тому, что Брюссель дойдет едва ли не до полного разрыва отношений с Лондоном.
Миграционный вопрос
Саммит в Зальцбурге подчеркнул, насколько далеки «старые страны Европы» от ее востока. Поводом стало обсуждение миграционного кризиса и общей службы охраны границ.
В рамках дискуссии, главный на сегодня еврооптимист, президент Франции Эммануэль Макрон предложил Венгрии и Чехии, как странам, которые не хотят принимать беженцев, выходить из Шенгенского соглашения о безвизовом передвижении внутри ЕС.
«В Европе нельзя выбирать себе из меню только то, что вам нравится, это коллективный проект», — резко сказал французский лидер.
Проблема в том, что беженцы продолжают стремиться в Евросоюз. Италия с Грецией принимают их десятками тысяч в месяц. Сразу после саммита итальянское правительство, чтобы облегчить проблему, приняло декрет, который облегчает высылку мигрантов и позволяет лишать ранее выданного гражданства людей, обвиняемых в международном терроризме. Он также разрешает приостанавливать запросы на предоставление убежища для мигрантов, обвиненных в распространении наркотиков, сексуальных домогательствах или причинении тяжкого вреда здоровью.
В то же время Венгрия, Чехия и Польша отказываются принять даже десяток беженцев. Чешский премьер Андрей Бабиш в сентябре не принял не то что взрослых беженцев, но даже 50 сирийских сирот.
Базовые ценности
Миграционная дискуссия — лишь самое яркое проявление общего недовольства «старой Европы» своими новыми соседями по ЕС с востока. В середине сентября депутаты Европейского парламента большинством голосов приняли резолюцию, которая в целом негативно оценивает политическую и правовую ситуацию в Венгрии. По их мнению, правительство практически бессменного венгерского премьера Виктора Орбана нарушает базовые европейские принципы.
В стране нарушаются права как граждан, так и мигрантов, серьезно ограничены полномочия Конституционного суда. Он, как и большинство СМИ, поставлен под контроль властей. Ведется практически травля неправительственных организаций. Многие, как например, Центрально-Европейский университет, созданный американским миллиардером и меценатом Джорджем Соросом, вынуждены покидать Венгрию и искать другие страны, где они смогут продолжать просветительскую или правозащитную деятельность.
Теперь совет лидеров стран ЕС может начать против Венгрии процедуру лишения права голоса, в соответствии с частью первой статьи 7 Договора о ЕС. Эту процедуру он уже начал против Польши — там тоже забыли о «европейских ценностях».
Чехию пока это не затрагивает, но нынешний ее премьер Андрей Бабиш вызывает у западноевропейских лидеров все больше раздражения. Внутренняя оппозиция также обвиняет его в коррумпированности и ограничении свободы слова. Возможно, скоро угрожать санкциями будут и Праге.
Запад против Востока?
Венгрия, Чехия, Словакия и Польша входят в объединение центральноевропейских государств, известное как Вышеградская четверка. Они не одиночки перед лицом разгневанного «Запада». Вместе они лоббировали свои интересы накануне присоединения к НАТО и вступления в Европейский Союз. Вместе сегодня пытаются и продолжают защищать их внутри ЕС. В последнее время к ним примыкает и даже претендует на лидерство в компании Австрия. Там у власти оказалось правительство, сформированное местными «правыми» и «ультраправыми», то есть националистическими политиками. Шутливо эти страны называют союзом пяти обломков Австро-Венгерской империи.
Пока они держатся вместе, как бы ни грозил Брюссель, их нельзя лишить права слова внутри ЕС. Для того чтобы отобрать право вето, например, у венгерского премьера Виктора Орбана, надо, чтобы остальные страны ЕС решили единогласно пойти на этот шаг. Это нереально: Польша знает, что она следующая, да и Чехия опасается того же.
Формируется две коалиции. Более влиятельная на Западе — послабее на Востоке ЕС. Старые страны грозят санкциями, урезанием дотаций, принудительным «подселением» мигрантов, лишением оппонентов права голоса за «плохое поведение». Европейская «молодежь» требует больше прав при согласовании бюджета Евросоюза, вслед за чешским премьером Бабишем утверждает, что надо менять правила избрания председателя ЕС. Некоторые страны грозят в случае усиления давления из Брюсселя задуматься о продолжении членства в ЕС. Проведение референдума по образцу британского обсуждается в Чехии. Саму идею референдума, хоть и не выхода из ЕС, поддерживает и президент Милош Земан.
Что дальше
В целом шансов, что кто-то присоединится к Великобритании и покинет ЕС, практически нет. Польша видит себя одним из центров Евросоюза, наравне с Германией и Францией, и уходить не собирается. Подпирающая Чехию с востока Словакия даже по мигрантам готова с Брюсселем договариваться. Венгрия, многократно осужденная и признанная «мафиозным государством», продолжает получать субсидии из общеевропейского бюджета. По соцопросам из стран Вышеградской четверки именно среди венгров больше всего сторонников сохранения страны в Евросоюзе.
Еще один апокалиптический прогноз — победа в ЕС популистов, в первую очередь, националистов. Иногда начинает казаться, что условная «восточная» коалиция заметно шире. В нее вписывают все страны, где у власти правые популисты и борцы с мигрантами. В один ряд ставят Чехию и Италию или Польшу и Австрию.
Однако интересы этих стран сильно расходятся. Опыт ЕС показывает, что евроскептики хором могут только ругать Брюссель. Когда дело доходит до конкретики, они немедленно предают друг друга, как это сделал Виктор Орбан в Европарламенте на недавнем заседании фракции Европейской народной партии. Защищая себя, он назвал куда большей опасностью для ЕС беспринципных популистов вроде чешского премьера Андрея Бабиша. При этом глава чешского правительства твердо высказывался после резолюции Европарламента по Венгрии в защиту её правительства.
Таким образом, противники «старой Европы» вместе могут только упираться, но никак не нападать. Они не готовы покинуть уютное европейское гнездышко, хоть и могут пугать Брюссель идеями новых референдумов.
Что остается ЕС? Долгосрочный конфликт между Западом и Востоком, ослабление Европейского Союза в целом, как организации, которая не сможет принимать в ближайшее время серьезных солидарных решений. И, возможно, попытка «переворота» во главе с Францией и Германией, которые устанут искать компромисс с Орбаном или Бабишем. Это, а вовсе не приход к власти популистов, и есть главная актуальная угроза для Евросоюза.