Почему российских чиновников снова собираются сокращать?
Чистки чиновничьего аппарата прежде не мешали его разрастанию. Но теперь у Минфина свежая идея: сделать акцент на аутсорсинге
Минфин России анонсировал очередное сокращение чиновничьего аппарата. Правда, в правительстве поспешили сообщить, что это пока лишь одно из предложений, и окончательного решения нет. Тем не менее параметры новой реформы представлены достаточно отчетливо и подробно.
Планы по сокращению
По версии Минфина, предполагается, что в 2020 году численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти будет сокращена на 10%, территориальных органов — на 5%, а к 2021 году показатель сокращения чиновников в регионах должен достигнуть 15%. Пока речь идёт только о чиновниках федеральных органов исполнительной власти. Не говорится о сокращении работников законодательной власти, судебной власти и прокуратуры, других государственных органов. Кстати, не идет речь и о чиновниках муниципального уровня.
Прежде всего, стоит обратить внимание, что когда объявляется очередное сокращение численности чиновников, то масштаб сокращения всегда примерно такой же — около 15%. Только, пожалуй, в 2010 году было заявлено более масштабное сокращение численности чиновничества — аж на 20%.
Итак, почему 15%? Да потому что доля вакансий у нас в общей штатной численности чиновников, как правило, колеблется около этой цифры. В тех же федеральных органах исполнительной власти укомплектованность должностей за 2018 год составила, по данным Росстата, 85,8% (соответственно, вакантными оставались 14,2% должностей). Кстати, в самом Минфине России по итогам 2018 года вакантными были 15,7%. Но есть ведомства, где вакансий вообще почти одна треть. Так, в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзоре) вакантными за 2018 год были 31,8% должностей.
Уж если зашла речь об укомплектованности кадрами, интересно отметить, что в администрации президента Российской Федерации (не входит в структуру органов исполнительной власти), вакантными по итогам 2018 года, как свидетельствует справка Росстата, были 25,4% должностей.
Таким образом, федеральные органы исполнительной власти абсолютно безболезненно переживут новое сокращение, «резать по живому» не придётся, обойдутся сокращением вакансий. Так что не переживайте за чиновников, всё у них будет хорошо.
Но если где-то даже кого-то и придётся сократить, что маловероятно при существующей доле вакансий, всё равно не переживайте. Есть испытанные методы сохранения работников на прежней работе. Можно, к примеру, уволить человека с госслужбы, перевести его на какую-нибудь должность в подведомственную (министерству, ведомству) организацию. Будет он числиться в федеральном государственном унитарном предприятии, но выполнять будет прежнюю чиновничью работу. Нет-нет, я не пытаюсь подсказывать, как необходимо действовать. Это так, из практики.
Цели сокращения
Тогда встает резонный вопрос: и зачем такое сокращение? Это ведь фактически только сокращение вакансий получается? Да, именно так. Причём так было всегда.
Дело в том, что чиновники у нас живут «от сокращения до сокращения». В этом, кстати, одна из неприятных сторон их трудовой жизни.
Как только проходит одно сокращение численности, начинается подготовка к следующей такого же рода кампании, к которой надо накопить запас в 10—15% вакансий. Это снова позволит безболезненно пережить очередное сокращение кадров.
А чтобы накопить этот запас вакансий, надо добиваться увеличения штатной численности, обосновывая это новыми целями, задачами, функциями. Так и происходит этот круговорот штатов и вакансий.
Поэтому если мы хотим действительно реально сократить численность чиновников (кстати, это еще вопрос, так ли на самом деле раздуты у нас штаты), надо, во-первых, пересмотреть состав выполняемых министерствами и ведомствами функций, провести их инвентаризацию.
Во-вторых, требуется гораздо более внимательно и ответственно рассматривать поступающие предложения о наделении новыми функциями с соответствующим увеличением штатной численности.
Чиновники в России и мире
По числу чиновников, кстати, Россия в сравнении с другими странами выглядит сегодня не очень хорошо. Еще относительно недавно, в 2002 году, общая численность работников федеральных органов исполнительной власти, по данным Росстата, составляла 446,8 тыс. человек, что составляло 3,1 человека на 1000 человек населения (6,8 — на 1000 занятых). Примерно в это же время (1999 год) в Великобритании насчитывалось 308,8 тыс. работников, что составляло 5,2 на 1000 человек населения (11,3 — на 1000 занятых). В США (2001 год) было 1050,4 тыс. работников: 3,7 — на 1000 человек населения и 7,8 — на 1000 занятых. Таким образом, Россия тогда, почти 20 лет назад, выглядела очень скромно на фоне Великобритании и США.
А вот последние данные от Росстата: в 2017 году в России общая численность работников федеральных органов исполнительной власти составила уже 1231,5 тыс. человек, что в расчете на 1000 человек населения составило уже 8 работников, а в расчете на 1000 занятых и вовсе 17 — колоссальный рост. Неудивительно, что с такими показателями Великобритания и США остались уже позади. Там тоже росла численность работников органов власти, но всё же не так, как это произошло в России. В Великобритании численность работников увеличилась до 379,9 тыс. человек (6 — на 1000 человек населения и 12 на 1000 занятых, данные по состоянию на 4 января 2017 года).
В США на конец сентября 2016 года было уже 2057,3 тыс. работников органов власти (6 — на 1000 человек населения и 14 — на 1000 занятых).
Не только сокращать
Таким образом, международные сравнения лишний раз свидетельствуют о том, что проблема быстрого «размножения» чиновников в России действительно существует.
Но если бы проблема была только в большом количестве чиновников. К сожалению, чиновничество у нас ещё и не очень эффективное. Плюс не снята с повестки дня и проблема коррупции.
Правда, этот раз власти заявляют не только о формальном сокращении численности чиновников, но и о том, что надо структурно совершенствовать госаппарат. Впервые делается акцент на аутсорсинге.
Действительно, к примеру, те же функции бухгалтерии вполне можно передать на аутсорсинг. Почему бы и нет? Если это практикуется и показало свою эффективность в корпоративном секторе, то почему бы не попробовать сделать то же самое и на государственной службе?
Однако передача на аутсорсинг отдельных, отнюдь не государственных функций не решает проблему эффективности работы основного контингента чиновников. В определении же оптимальной их численности надо идти именно от этого.