Greenpeace заявил, что на Урал везут ядерные отходы из ЕС. Уральский химкомбинат возразил: это сырье для переработки
Уральский электрохимический комбинат, на который, по мнению Greenpeace, незаконно привозят отходы обогащения урана из Германии, заявил «Открытым медиа», что получает из-за рубежа не «урановые хвосты», а сырье для переработки.
Предприятие отрицает, что после переработки этого сырья остаётся большое количество радиоактивных отходов, заявили нам в пресс-службе комбината, который расположен в Новоуральске Свердловской области.
Накануне Greenpeace сообщил о том, что в Россию начали ввозить радиоактивные отходы — так называемые «урановые хвосты» с немецкой фабрики в Гронау. На химкомбинат в Новоуральске уже отправлено 6 железнодорожных составов с этим веществом.
В пресс-службе комбината «Открытым медиа» рассказали, что располагают уникальной технологией обогащения урана, поэтому радиоактивных отходов почти не остаётся. А то, что остаётся, утилизируется в рамках закона по договору с Российским национальным оператором по обращению с ядерными отходами.
«Он у нас дообогащается. И получается, что там нет почти отходов. Мы из урана 238 можем вытащить радиоактивные изотопы… ну почти, скажем так, всё. Настолько у нас совершенная технология обогащения. За рубежом такой технологии нет», — сообщили в пресс-службе комбината.
Представитель комбината не согласен с заявлением экологов о том, что ввозятся отходы. Предприятие утверждает, что импортируется сырьё, а требования законодательства о его транспортировке и хранении полностью соблюдается.
«Конечно всё соблюдено. У нас проверки постоянные. Мы же госпредприятие», — сказали в пресс-службе. Представитель комбината добавил, что в итоге все отходы производства будут переданы по договору специализированному оператору.
Пресс-служба Российского национального оператора по обращению с ядерными отходами подтвердила «Открытым медиа», что в этом случае речь не идёт о подлежащих захоронению отходах, а потому поставки урана не относятся к ответственности оператора.
«Это не радиоактивные отходы и, соответственно, тема не относится к сфере деятельности национального оператора «, — сказал глава пресс-службы оператора Никита Медянцев «Открытым медиа». Представитель Росатома также заявил РБК, что ввозятся не отходы, а сырьё, и не на захоронение, а на переработку.
У сопредседателя группы «Экозащита» Владимира Сливяка другое мнение.
«Это циничный и аморальный бизнес. Поражает готовность Росатома зарабатывать на захоронении фактических иностранных отходов, что является нонсенсом в любой цивилизованной стране», — приводятся его слова в заявлении Greenpeace.
Сотрудник российского отделения Greenpeace Рашид Алимов не согласен с тем, что Уральский электрохимический комбинат получает из Германии ценное сырье для переработки, а не фактические отходы. Он заявил «Открытым медиа», что в России накоплены огромные запасы тех самых «урановых хвостов», или отвального гексафторида урана, которые везут в этом году на Урал.
«Контейнеры с ними под открытым небом можно видеть на спутниковых снимках, например, гугл-карт, на предприятиях в Новоуральске, Ангарске, Северске, Зеленогорске. Если бы это было ценное сырье, всё это было бы давно переработано», — говорит эксперт.
Алимов сказал нам, что наличие гексафторида урана в контейнерах на открытых площадках ему демонстрировали сами сотрудники Росатома во время посещения Ангарского электролизного химического комбината. Об опасности хранения обедненного гексафторида урана на площадках под открытым небом писал и Ростехнадзор в своих отчетах.
«Фактически смысл сделки в том, чтобы избавить западноевропейские компании от расходов на хранение „урановых хвостов“ у себя», — заключает эксперт Greenpeace.